menu
person
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Советы и Шпаргалки » АБВГД-йка » Сюжет (Что это такое и зачем он нужен)
Сюжет
ЭлиараДата: Среда, 17.02.2010, 23:55 | Сообщение # 1
Неприкосновенная
Группа: Создатель
Сообщений: 78

За 10 Сообщений За 50 Сообщений За 70 Сообщений
Статус: Offline
Бывало ли у вас такое, что при написании текста останавливаешься и не знаешь, что писать дальше? Куда теперь должен пойти персонаж и что сделать? Вы начинаете судорожно выдумывать следующее действие, пытаясь хоть как-то увязать его с предыдущим. В результате получаете текст, который никому не интересен. А ведь сколько стараний и мучений!

К сожалению, с такой проблемой сталкиваются многие. И речь не идет о том, когда не знаешь, как выразить словами те или иные события. Об этом мы поговорим, когда будем рассматривать процесс написания произведения.

В данном конкретном случае мы столкнулись с ситуацией, когда автор пытается работать, не имея определенного плана своего будущего рассказа. Другими словами, у него не отработан сюжет.
Сюжет – это основа вашего произведения. Без хорошего, захватывающего сюжета не получится рассказ. Это самый первый вопрос, который ставит себе автор.

А посему, этому следует уделить особое внимание. Именно сюжет станет темой нашего разговора в этой статье. Что это такое? Зачем это нужно? Как его сделать? Это основные вопросы, на которые мы найдем ответ.

Обсуждая ту или иную книгу или фильм, мы часто выражаемся так: «У этого романа (повести, фильма и.т.д.) такой интересный сюжет!». Но стоит задать конкретный вопрос человеку «Что это?» и сразу становится ясно: часто рассуждая о сюжете, люди и понятия не имеют что это такое.

"О, сюжет – это же просто, скажете вы, сюжет – это то, о чем рассказывает автор". Да, в какой-то степени, верно, но то о чем рассказывает автор, правильнее было бы назвать содержанием. Ведь иногда в произведении рассказывается и о том, как герой проснулся, с подробным описанием того как он потягивался и зевал. Но ведь весь рассказ не об этом! Это так, отступление, чаще всего для того чтобы познакомить нас поближе с героем или просто для юмора.

Загляните в словари. Вы найдете множество определений этому понятию.

  • СЮЖЕТ (от франц. sujet — предмет), развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических.

    Это определение взято из Литературного энциклопедического словаря. Но и в других источниках они будут примерно такими же. Таким образом, сюжет представляет собой цепочку из основных событий, которые будут иметь место в повествовании. Причем события эти будут последовательные, логически связанные между собой. Чем стройнее будет эта цепочка, тем удачнее получится сюжет.

    Лично мне нравится определение, которое дает О. М. Фрейденберг: Сюжет есть сжатый конспект представления. В данном контексте под понятием «представление» имеется в виду видение (знание, понимание) автором всей работы в целом. Необходимо ясно понимать с чего повествование начнется, и чем оно закончится. Эти две точки должны быть соединены цепью взаимозависимых событий, которые должны быть четко мотивированы.

    Таким образом, прежде чем начинать писать, необходимо, в прямом смысле слова, создать базовую схему произведения, в которую войдет последовательность происходящих действий.

    Эта схема, обычно, включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, пролог и эпилог. Хочу обратить внимание на то, что это не заголовки глав (исключение составляют лишь два последних элемента), а логические части вашего произведения, которые должны выполнить свои функции. Если вы этого добьетесь, ваш рассказ не будет вялым, а приобретет динамичность и красочность. Итак, какие функции возлагаются на каждый элемент в отдельности? Вот они:


    • Экспозиция - часть произведения, предшествующая началу развёртывания основного повествования. В ней автор представляет действующих лиц, дает понять читателю каковы взаимоотношения между ними. А так же тут складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.
    • Завязка – это событие, которое является началом действия. В завязке либо обнаруживается уже имевшиеся противоречия, либо создается («завязывается») конфликт. В произведении обязательно должна быть первопричина, событие, которое словно цепная реакция, дает начало всем последующим действиям.
    • Развитие действия – это та самая цепь событий, которые происходят после завязывания конфликта. Как правило, в этой части сюжета страсти накаляются, конфликты и противоречия усугубляются.
    • Кульминация - момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении. Именно в этой части исполняется замысел произведения. Конфликтующие стороны сталкиваются. Как правило, это самая интересная часть повествования.
    • Развязка - исход событий, решение противоречий сюжета. Так сказать «раздача подарков». В этой части речь пойдет о том, каков был исход после столкновения конфликтующих сторон. Что стало с героями в результате их столкновения? Они добились каких-то успехов или стали еще хуже, или герой конфликта погибает – все это будет именно развязкой произведения.
    • Пролог - вводная часть какого-либо текста, введение, предисловие. Конечно, вполне можно обойтись и без этого. Однако, пролог удобен тем, что в нем можно задать тон всему произведению, обозначить рамки и правила, рассказать предысторию и.т.д.
    • Эпилог – заключительная часть произведения, в которой автор сообщает читателям, например, о судьбе героев уже после событий, описанных в произведении.

    Может кому-то все это покажется глупым и ненужным. Однако не спешите с выводами. Уже давно доказано, что текст, соответствующий этой схеме окажет наибольшее влияние на подсознание читателя. К тому же, она не только облегчает «работу» писателя, но и делает произведение более динамичным, легко читаемым и интересным. Задумайтесь, если ваша книга никому не понравится, зачем ее создавать?

    Будем двигаться дальше. Наверно, теперь закономерен вопрос: «Как будет выглядеть краткий конспект произведения, согласно этим правилам?» если есть вопрос, значит, есть и ответ. Его просто нужно найти. Давайте попробуем продумать конкретный сюжет, содержащий все элементы.

    Допустим, мы хотим поведать миру о том, как некий человек обрел свободу. В нашем повествовании, как мы уже выяснили, обязательно должен присутствовать конфликт. А это значит, что нам нужен еще один персонаж (или группа персонажей) который будет ему в этом мешать. Кроме того, необходимо поведать читателю обстоятельства, в которых будет происходить действие.

    Следовательно, в экспозиции мы опишем следующее:

    Молодой человек, обладающий каким-либо особым даром (тут можно дать волю фантазии и придумать все что угодно), все свои двадцать три года прожил в замкнутом пространстве, окруженном колючей проволокой (или защитным щитом – кому как нравится), работая на некую корпорацию.

    Как видите, у нас появился главный герой, некая корпорация (то есть группа людей), удерживающая героя в замкнутом пространстве. Какой-то особый дар – это то, что связывает главного героя и противоборствующую силу. Ведь никто никого просто так не будет похищать и содержать столько лет. Во всем должна быть логика.

    Теперь у нас должна произойти завязка, то есть у нашего героя должна быть веская причина пожелать свободу и добиваться ее любой ценой:

    Молодой человек никогда не покидал эту территорию, поскольку, как ему сообщалось, землю захватили пришельцы (распространился очень опасный вирус, какая-то глобальная катастрофа – в общем, все что хотите), но однажды (вы чувствуете этот поворот?) он случайно услышал разговор двух охранников.

    Вот она – вся правда-матка! Оказывается, нет никакой опасности там, за ограждением! Естественно, это толкнет нашего героя на определенные действия, а корпорация злодеев будет ему во всем мешать. Это и будет развитием действия:

    Герой, узнав всю правду о себе, предпринимает попытку бежать, но его отпускать не хотят, поскольку он должен завершить какое-то дело (тут конкретно, то чем занимался герой)

    Развитие действия – самая продолжительная часть повествования, поскольку здесь герою предстоит созреть для побега: узнать всю правду о собственном происхождении, о родителях, о корпорации и о том деле которое он делал. Его будут удерживать, сначала более мягкими способами, затем, более жесткими. Убивать главного героя не выгодно, поскольку только он обладает тем, что необходимо для «общего дела». Таким образом. Конфликт будет нарастать, пока не выльется в открытые «боевые действия».

    Итак, кульминация:

    Работники корпорации пытаются усмирить главного героя (попытки закрыть его в камере, приковать наручниками к креслу, ввести ему медицинский препарат – выберите нужное), но тот при помощи своего дара ускользает от злодеев, уничтожая всех и вся.

    И вот, мы подошли к развязке:

    Герой вырывается на свободу, за его спиной взрывается и полностью уничтожается вся территория, где он провел двадцать три года своей жизни.
    Выберите все то, что в цвете – это и будет схема вашего произведения, то есть его сюжет. Теперь при написании рассказа вы не собьетесь с курса, поскольку на каждом этапе будете знать, что должны делать ваши персонажи.

    Неплохая история, между прочим, получилась. Если будете ее писать, не забудьте упомянуть меня в соавторстве :D.

    Теперь можете подумать и о Прологе и Эпилоге. Как видите, эти части оставляем на закуску. Если вы хотите, чтоб они присутствовали, можете их записать. В прологе, например, расскажите коротко о корпорации, которая похищала людей, или ставила запрещенные опыты. В эпилоге можно рассказать о том. Как наладилась жизнь главного героя на свободе.
    Я надеюсь, эта статья поможет вам в вашем творчестве, придумывайте интересные сюжеты и радуйте своих читателей!






  • Любой может стать любым
     
    Форум » Советы и Шпаргалки » АБВГД-йка » Сюжет (Что это такое и зачем он нужен)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: