menu
person

Описания в текстах

Роман начинался очень динамично. Один персонаж убегал, второй старался его догнать. Первый испытывал почти панический страх, ведь преследователь был гораздо сильнее и явно собирался его убить, или причинить какой-нибудь вред. Убегающий был вынужден протискиваться сквозь толпу никуда неспешащих пешеходов, перебегать проезжую часть улицы, по которой в обе стороны непрерывно неслись потоки автомобилей.

      Погоня явно привлечет внимание читателя, он будет всматриваться в текст, желая узнать, чем же все закончится. Он станет сопереживать убегающему, ведь человеку свойственно инстинктивно становиться на сторону слабого. Читатель будет испытывать сильные эмоции, проглатывая абзац за абзацем, с нетерпением ожидая развязки… как вдруг….

      У беглеца были такие глаза, и такой нос, и очень красивые губы, и очень модная стрижка, и цвет волос у него супер модный, и рост у него самый классный, а его одежда ну прям такая! И моднячие джинсы, и футболка, и кроссовки, и куртка не какая-нибудь, а кожаная. А какая была улица красивая и здания на ней все прям самые исторические. И погода самая пре самая…. Итд итп на целых три страницы описание окружения, в котором происходит действие и внешности главного персонажа, а то и всех действующих лиц разом.

      Знаете, на что это похоже? Это все равно, что за секунду до оргазма сказать мужчине: «Милый, я разбила твою машину!». Всё. Нет вам больше ни радости, ни чувств, ни чего-либо другого.

      К сожалению, многие произведения новичков очень похожи на описанную ситуацию. Ведь все знают, что нужно показать читателю место действия, дать портрет персонажей, а еще рассказать немного предыстории. Ну, чтоб читателю все стало ясно. Но часто делается это настолько неумело, что отбивают напрочь охоту читать дальше либо привносит в текст еще больше путаницы, чем было бы без этих пояснений. Или, как в описанной выше ситуации, описания вставляются в самое неподходящее место, разбивая в прах весь эмоциональный накал. И как результат – читатель разочарованно вздыхает и закрывает произведение, потеряв к нему интерес.

      Описания, будь то персонажа, или места действия, не редко становятся сложной дилеммой. С одной стороны, автору не хочется превращать свое произведение в рутину монотонного перечисления предметов и их характеристик. Или просто не хочется утруждать себя лишней писаниной. С другой – читатель хочет видеть картину действия, хочет окунуться в создаваемый автором мир, хочет пережить вместе с героями всю гамму эмоций. А без таких вот подробностей этого невозможно достичь. 

      Тут и возникает закономерный вопрос, как же сделать описание окружения так, чтобы не отбить охоту читателю продолжать читать роман? Попробуем в этом разобраться.

      На мой взгляд, основным в данной ситуации будет правило «золотой середины». Нельзя лишать текст важных подробностей. Читатель должен получить всю необходимую информацию, чтобы понимать где, как и почему происходит действие, кто его главные действующие лица, иначе, он просто потеряет к произведению интерес. Правильно выполненное описание добавит тексту яркости и выразительности. Но пресыщение лишними подробностями отвлечет внимание от главных сюжетных событий, и произведение, каким бы оно ни было, покажется скучным. Научитесь чувствовать меру. 
      Не обязательно во всех подробностях расписывать комнату в которой произойдет короткая беседа. Достаточно в общих чертах сказать о ней, и читатель сам дорисует себе картинку в своем воображении.

      Следующий совет тесно связан с предыдущим. Чтобы не переборщить, надо научится выделять главное среди второстепенного. Автор обязан четко и ясно представлять себе, что имеет отношение к развитию сюжета, а что является лишь отступлением или второстепенными объектами. Не стоит загромождать текст деталями, которые не привнесут ясности, а лишь уведут читателя от основной темы.
      Не нужно слишком много времени уделять портрету, висящему на стене в комнате, даже если именно в этой комнате произойдет самое важное событие вашего романа. Если только… данный портрет не сыграет важную сюжетную роль. Например, вы пишете мистический роман, в котором портрет пожилой дамы убивает всякого, кто взглянет на него.

      Далее, что следует учитывать, это место и время, когда вы пускаетесь в описания. Дабы не попасть в ситуацию, описанную вначале, постарайтесь определиться, когда будет наиболее подходящее время для этого. Описания, сами по себе, снижают темп повествования. Время, словно приостанавливается, погружая читателя в обстановку, в которой происходит то или иное событие. Поэтому не нужно вставлять эти отступления посреди стремительно развивающихся действий. А после этих событий ваши описания станут уже не актуальными, и будут только раздражать. 
      Опишите персонажей, местность, погоду до того, как начнется самое интересное. В процессе действа можно вставлять небольшие штришки, которые дополнят портрет или окружение, но не утяжелят текст, и не будут задерживать повествование. Например: «Тяжелая кожаная куртка так и норовила соскользнуть с его тощих плеч, и ему (персонажу) приходилось постоянно поправлять ее» или: «Беглецу было страшно, судя по его широко раскрытым темным глазам и искаженному гримасой лицу. Но он продолжал свой стремительный бег, чтобы как можно быстрее уйти от преследователей» итд.

      Постарайтесь сделать ваши описания объемными. Не в плане количества страниц или букв, а именно объема, выпуклости, рельефности. Вы ведь встречали такое в комментариях: «персонажи плоские», «текст плоский»? Вот, именно об этом и речь. Создайте многомерное пространство вокруг вашего персонажа. Как этого добиться? Просто нужно помнить о разных «мерках», которыми мы измеряем окружающий нас мир. Что мы ощущаем, глядя вокруг себя? Мы видим предметы, их цвета, мы чувствуем запахи, слышим звуки, чувствуем температуру. В произведении должно быть так же.
      Покажите читателю, что чувствует ваш персонаж, попав в ту или иную комнату или местность. Нравится ли ему там? Что он видит, что слышит? Что бросается в глаза первым? Чем больше органов чувств вы задействуете, тем больший объем получите.

      И, наконец, последнее. Самое лучшее описание то, которое совсем не заметно читателю. Оно идет как бы само по себе, по мере развития сюжета, ненавязчиво погружая в атмосферу романа. Оно не отвлекает от основного сюжета, а является его частью. Чтобы этого добиться, нужна практика, а так же наблюдательность. Больше читайте других опытных авторов. Я имею в виду, не таки же, начинающих, а авторов, признанных во всем мире. Обращайте внимание, как они описывают окружение и персонажей в своих произведениях. Больше тренируйтесь, и все получится!

Категория: Статья | Добавил: Татьяна_Таничева (13.04.2019)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]